Древнеславянская мифология | Баба-яга
Баба-яга

Баба-яга

Баба-яга — мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. П. А. Лавровский производит слово «яга» из санскритского корня «ah», «auh», означающего — идти, двигаться.

Баба-Яга является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу. В других сказках Баба-Яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото. У нее прут, которым можно все живое превратить в камень. Она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком.

Некоторые ученые слависты (Лавровский, Афанасьев, Потебня) видят в Бабе-Яге олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога). Ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстрые летные облака. Гусли-самогуды — бурные напевы грозы. Меч-самосек — разящая молния. Но в общем вопрос о значении Баба-Яга в славянской мифологии мало разработан.