Древнеславянская мифология | Лель
Лель

Лель

Лель — имя сочиненного польскими мифологами славянского языческого бога, будто бы поминаемого в свадебных песнях. Интересуясь древним славянским язычеством и исходя из убеждения, что у древних славян были боги, соответствующие классическим, польские историографы 16 века (Меховита, Кромер, Стрыйковский) признавали у языческих поляков существование богини Лады и ее двух сыновей, Леля и Полеля, соответствовавших Кастору и Поллуксу.

Русские мифологи конца 18 и первой половины 19 веков не сомневались в существовании у языческих славян и русских бога любви и браков Леля. Державин упоминает его в своих песнях. У Пушкина ("Руслан и Людмила") на пиру князя Владимира Баян славит "Людмилу — прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец". При более критическом отношении к источникам славянской мифологии оказалось, что существование бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов.

Припев, в разных формах («лелю», «леле», «лели», «люли») встречается в русских песнях. В сербских песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде «лельо», «леле». Таким образом, припев восходит в глубокую древность.